11 августа 2015г. государственный регулятор обнародовал проект нового распоряжения (в форме изменений) о применении Нацкомфинуслуг мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах, в частности, в сфере страхования.
То есть, комиссия обнародовала проект фактически главного документа, который дает право регулятору пресекать нарушения в страховой сфере, а также дает возможность защищать права потребителей страховых услуг.
Проект распоряжения качественный, содержит ряд положительных нововведений и существенно отличается от предыдущего распоряжения (от 20.11.2012). Однако, ряд вопросов все же остается, а именно:
— Срок для устранения страховой компанией нарушений законодательства не может быть меньше 15 рабочих дней, и не может быть больше шести месяцев.
То есть, страховая компания законно может получить рассрочку на выполнение своего долга по выплате — на шесть месяцев.
Считаю, что в этих сроках не должно быть вилок (от 15 дней до 6 месяцев). Сроки должны быть установлены четко — 15 рабочих дней.
— Кроме того, страховщик может ходатайствовать о продлении указанного срока, фактически еще на 6 месяцев, и таким образом законно не платить год.
— В случае неуплаты штрафа страховой компанией, он взыскивается регулятором в судебном порядке.
Судебный процесс по взысканию задолженности может длиться более 7 месяцев, при этом, указанный процесс требует значительных трудовых ресурсов регулятора. За неуплату штрафа, автоматически должна следовать более серьезная санкция.
— Регулятор приостанавливает рассмотрение дела по жалобе на действия страховщика, если страхователь обратился с иском в суд на страховую компанию.
Таким образом, страхователь и потерпевший снова должны выбирать — обращаться в суд за защитой своих прав или в Нацкомфинуслуг.
— При двойном невыполнении страховщиком требований регулятора по оплате штрафа — комиссия лишает страховщика лицензии или исключает компанию из реестра финансовых учреждений. Однако, вторая часть указанного положения дает право регулятору заменить такое наказание более мягким и фактически нивелирует первую часть положения. Наказание должно быть необратимым, только в таком случае предписания будут выполняться. Со страховой компанией «Гарант Авто» регулятор даже подписывал Меморандум и фактически предоставил на 6 месяцев мораторий на невыплату страхового возмещения. Это закончилось только тем, что количество пострадавших от «Гарант Авто» значительно увеличилось.
И самое главное. Все решения относительно сроков выполнения предписаний, приостановления и продления сроков, выбор штрафных санкций — регулятор выбирает по своему усмотрению. У потерпевшего отсутствует какое-либо влияние на возможность принятия решений по защите его прав.
С уважением,
«Страховой юрист»