Последнее время, в СМИ, появляется много информации о том, что же нужно сделать, чтобы вернуть доверие людей к рынку автогражданки.
С практической точки зрения защиты прав страхователей и потерпевших внесем и свою лепту в данный процесс, в надежде на то, что люди, которые принимают решения, возьмут нашу точку зрения во внимание. Писать, конечно, можно много, но обойдемся тезами.
- 1. Размер выплаты. Кардинально изменить понятия износа и убрать возможность уменьшать сумму выплаты на мифический НДС. Износ и недоплата НДС легко могут уменьшить суму возмещения в половину. В итоге, если реальный восстановительный ремонт автомобиля стоит 10 тысяч гривен, а потерпевший, никого не трогая «законно» получает 5 тысяч гривен, при этом вынужден доплачивать свои кровные за ремонт – то для чего нужно такое страхование? И логично, что оно будет вызывать только раздражения. Износ – как возможно объяснить человеку, что по Методике, при наличии царапины на левом заднем крыле, специалист применит 44% износ на новые детали при побитой «морде»? Каким образом, рассуждая логично, деформация кузовной детали, которая не относиться к данному ДТП может влиять на стоимость новых деталей которые были повреждены в данном ДТП? Абсурд. Каким образом, не являясь плательщиком НДС, страховщик может просто самостоятельно умножать размер страховой выплаты на 0,2?
- 2. Получения выплаты. Как вернуть доверие? Не нужно выдумывать велосипед, просто предложить действительную защиту потерпевшим. Гарантировать наличие выплаты. Чтобы человек знал – если он застрахован и попал в ДТП не по своей вине, выплату он получит точно в законные термины. Как это сделать – а) ввести прямое урегулирование ( это тогда, когда платит та компания, которая и продала полис), б) ввести реальный механизм выплат с фонда МТСБУ при не выплате возмещения страховщиком (нет денег на протяжении определенного количества дней – платит МТСБУ (без банкротства и ликвидации страховщика!) с утвержденного фонда, либо ввести прямую выплату с фонда МТСБУ, о чем и говорилось неоднократно.
- 3. Информационная открытость. 90% потерпевших не могут получить информацию о своем деле, не говоря уже о копии экспертизы. Таким образом, потерпевший фактически бесправный. Сколько получишь, столько и получишь. А оценка – не смотря на Закон Украины «О информации» считается страховщиками собственностью компании. Понятно, что кроме негатива такая ситуация, больше ничего не вызывает.
- 4. Агенты. Нельзя допустить того, чтобы агенты продавали «утерянные» полиса, а потом потерпевшие месяцами, вместо ремонта автомобиля, доказывали в суде действительность полиса который был купленный виновником, так как ситуация также смахивает на полный абсурд.
На первое время, этих изменений хватит с головой. Тем более нужно понять, что они не ухудшают позицию добросовестных страховщиков, а наоборот, показывают, что ребята работают честно.
С уважением,
«Страховой юрист»