Не редко встречаются ситуации, когда в ДТП виноваты оба участника дорожного движения. Что к этому приводит писать не будем, как и в обычном ДТП, причиной происшествия может быть коктейль из неправомерных действий работников ГАИ, невнимательности водителей, несовершенных правил дорожного движения, и так далее. В этой статье объясним, что же такое обоюдная вина, когда она происходит, и каким образом при обоюдном ДТП должно выплачиваться страховое возмещения.
Что же такое обоюдная вина при ДТП?
Стразу необходимо сказать, что понятие обоюдной вины в совершении дорожно-транспортного происшествия законодательством не предусматривается. Обоюдная вина, либо «обоюдка», понятия разговорные. Под этим термином, в обиходе, подразумевается ситуация когда, два участника дорожного движения виновны в совершении одного дорожно-транспортного происшествия.
Оформление обоюдной вины и судебное рассмотрение дела.
Оформления обоюдной вины происходит по аналогии с обычным ДТП. Разница только в том, что именно на двух водителей составляется административный протокол и именно в двух водителей, до решения суда, изымаются водительские удостоверение.
Как правило, суд рассматривает вопрос о привлечении к административной ответственности участников ДТП отдельно, так как ему передаются два административных дела. Соответственно, если никто из участников не оспаривал свою вину, на выходе имеем два постановления о привлечение к административной ответственности по одному ДТП.
Выплата страхового возмещения при обоюдной вине в ДТП.
Подпункт 1. Выплата страхового возмещения по автогражданке.
Бытует мнение, что при «обоюдном» ДТП, страховое возмещение по автогражданке не выплачивается, и данным стереотипом страховщики активно пользуются. Очень часто участники такого ДТП даже не обращаются в страховую компанию, так как думают, что им там сразу откажут. Это не верно. Страховщик не имеет права отказать в выплате страхового возмещения по «обоюдке», так как виновник является потерпевшим, и соответственно по Закону Украины «О обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников транспортных средств» имеет право получить страховое возмещения. Загвоздка кроется в другом, а именно в размере выплаты, так как двое участников одновременно нарушали правила дорожного движения, и одновременно являются как и виновниками так и потерпевшими.
Например, судебное дело № 22-ц-2690/7936/12.
Згідно висновку про оцінку вартості пошкодженого транспортного засобу матеріальний збиток, заподіяний власнику автомобіля Мітсубіші НОМЕР_1 внаслідок його пошкодження при ДТП складає 40 675,40 грн.
Позивач звернувся з вимогою до ВАТ «Страхова компанія «Нова» про виплату страхового відшкодування по страховому випадку, однак останнє відмовило у нарахуванні страхового відшкодування через відсутність завіреної копії постанови про визначення ступеня вини учасників ДТП і визначення розміру частки нанесеної матеріальної шкоди.
При змішаній формі вини ступінь вини кожного із володільців транспортних засобів суд визначає самостійно з урахуванням тяжкості допущених порушень Правил дорожнього руху, інших обставин, що мають значення для вирішення справи. Самостійного способу захисту порушеного права як визначення ступеню вини без вирішення питання про право на відшкодування шкоди цивільним законодавством не передбачено. Дане питання вирішується при розгляді спору про відшкодування шкоди, незалежно від того чи заявлено таку вимогу як самостійну. Саме з вимогою про відшкодування шкоди і звернувся позивач. А тому суд першої інстанції встановивши, що шкоду було заподіяно як з вини третьої особи, так і з вини самого позивача мав самостійно визначити ступінь вини кожного з учасників ДТП та в залежності від цього вирішити питання про розмір шкоди, який підлягає стягненню
То есть, без определения степени вины не может быть определен и размер страхового возмещения. Соответственно, страховщик имеет право до такого определения выплату не производить. Чтобы участнику ДТП получить страховое возмещение ему нужно обратиться в гражданский суд, который в свою очередь определяет как и степень вины каждого участника ДТП так и размер возмещения.
Степень же вины каждого участника ДТП судьи определяют самостоятельно с изучением материалов административных дел, пояснений, доводов участников ДТП, судебной экспертизы и других доказательств. Распространенной является практика разделения вины (соответственно и возмещения) как 50 на 50. Но не редки и случаи, когда суд определяет львиную долю вины именно за одним участником, например, 80 на 20. Соответственно размер страхового возмещения выплачивается в такой же пропорции.
Подпункт 2. Выплата страхового возмещения по КАСКО.
Существенно ничем не отличается от обычных выплат по КАСКО. Вопроса по определению размера выплаты, как при автогражданке, здесь нет. Но, нужно обратить внимание на следующий момент: при «обоюдном» ДТП, страхователь по КАСКО в любом случае нарушает Правила дорожного движения. Соответственно, если договором страхования предусмотрен отказ при нарушении правил дорожного движения, то страховщик и при обоюдном ДТП откажет в выплате возмещения.
Регресс при обоюдке.
Что же происходит с регрессом при обоюдном ДТП? За общим правилом страховщик имеет право обратиться к виновнику ДТП с целью возмещения ему выплаченного возмещения потерпевшему (своему страхователю). Но при обоюдном ДТП виновник и является потерпевшим, тем более потерпевший – клиент страховой также является и виновником в дорожно-транспортном происшествии. Соответственно для получения регрессной выплаты страховщику нужно проделать то же самое, что и потерпевшему в подпункте 1 данной статьи.
Страховщики совершено другого мнения и считают, что выплативши страховое возмещения, они имеют право получить все выплаченное назад. Но логика страховщиков, по крайней мере, понятна. Их цель минимизировать убытки. Удивляет иногда решения судов в пользу страховщиком о полном удовлетворении иска. Хотя, как правило, этим грешат суды первой инстанции, а апелляционные суды восстанавливают статус-кво. Так, если суд первой инстанции и удовлетворил регрессный иск к Вам полностью, смело подавайте апелляцию, при правильной позиции Вы полностью защитите свои права.
Что делать, в августе 2012 произошло ДТТ. В мой автомобиль, нарушив правило проезда равнозначных перекрестков
(помеха справа) врезался Москвич, причинив мне ущерба на более 35,000грн.
Он был застрахован по ОСАГО в СК «Добробут».В сентябре 2012 был суд, его признали виновником ДТП,
оштрафовали на 340 гривен. После суда, я подал в его компанию все необходимые документы, а сам за свои деньги,
взявшие в кредит отремонтировал свой автомобиль. Прошло 3 месяца с момента подачи документов в СК,
но от СК ни ответа ни привета, в Кривом Рогу закрылись все их филиалы, в Киевском офисе отвечают что все
выплаты заморожены.
Еженедельно созванивался с компанией на протяжении всех 3-х месяцев я понял, что мои документы за весь срок
скорее всего даже не рассматривались. 15.11 2012 обращался в письменном виде к Моторно транспортное бюро, но не получил ответа.
Владислав, здравствуйте!
Ответ выслан Вам на почту
Добрый день 07.08.19попал в ДТП, изначально признали виноватым, забрали права, я выехал на главную дорогу, не заметив автомобиль который нёсся с большой скоростью, но встать на полосу я успел, он догнал меня в заднюю часть автомобиля, вопрос заключается в чем, я нанял адвоката, адвокат зацепился за это дело, потому что понял что тут можно сделать обоюдку, могу ли я восстанавливать автомобиль, после того как страховая увидит и оценит ущерб, но не закончится судебное разбирательство, и чем это грозит, и как происходят выплаты по обоюдке
Андрей,ответ Вам выслан
Добрый вечер.12.08.19 попал в ДТП. Двигался по главной дороге и меня не пропустил автомобиль ехавший по второстепенной. ДТП на перекрестке не регулируемом, знаками оборудован. У меня вопрос-могут ли я опасаться того ,что сделают обоюдку, если да — то как в таком случае доказать свою невиновность? Заранее спасибо!
Сергей, ответ Вам выслан
20.07.2019 попал в ДТП
пояснение предоставил в суд:
Так 20.07.2019 о 19 год. 30 хв. я рухався на автомобілі Skoda Felicia н.з. АН0933КС по вулиці Олімпійський у бік проспекту Перемоги зі швидкістю приблизно 50 км/год.
Перед виїздом перевірив і забезпечив технічно справний стан транспортного засобу, був уважним, стежив за дорожньою обстановкою, відповідно реагував на її зміну, не відволікався від керування цим засобом під час руху.
Приблизно о 19 год 31 хвилин автомобіль який рухався попереду мене у тому ж напрямку по вулиці Олімпійська біля будинку 11/2, почав знижувати швидкість та поступово зупинятися на проїзної частині, при цьому не вмикаючи показники поворотів відповідного напрямку відповідно до вимог п.п.9.4 ПДР (подавати сигнал покажчиками повороту або рукою належить завчасно до початку маневру, але не менш як за 50–100 м у населених пунктах і за 150–200 м поза ними, і припиняти негайно після його закінчення).
У той час я розраховував на те, що водій який рухався попереду виконує діючі правила дорожнього руху відповідно до вимог п.п. 1.3, 1.4 ПДР України.
Перед початком обгону я переконався в тому, що водій транспортного засобу, який рухається попереду по тій самій смузі, не подав сигналу про намір повороту ліворуч.
Під час виконання маневру, приблизно на відстані 10 метрів я побачив як автомобіль який рухався попереду мене не переконався, що це буде безпечним і не створить перешкод або небезпеки іншим учасникам руху та почав використовувати поворот ліворуч.
В наслідок чого я був змушений різко змінити швидкість, напрямок руху та вжити інших заходів щодо забезпечення особистої безпеки та безпеки інших громадян. Але нажаль мої дії уникнути зіткнення відповідно до п.п.12.3 ПДР не увінчалися успіхом, в наслідок чого мій транспортний засіб отримав пошкодження.
Враховуючи викладене прошу суд, визнати дії другого учасника такими які підпадають під статтю 124 КУпАП (порушення правил дорожнього руху, що спричинило пошкодження транспортних засобів, вантажу, автомобільних доріг, вулиць, залізничних переїздів, дорожніх споруд чи іншого майна).
Также приложил видео с моего видеорегистратора где видно что поворот включился одновременно с маневром. Прибывшие на место сотрудники ПП составили 2 протокола. По моему протоколу было одно заседание на котором судья настаивала на обоюдке не смотря на все приведенные пояснения и видео. Дала время до 4.10.2019 для того чтобы если я не согласен я мог обратится экспертам и платно провести экспертизу дтп. Подскажите как быть в данной ситуации. И стоит ли в случае решения суда в пользу обоюдной вины подавать заявление в апелляционный. Заранее благодарен за ответ
Олег, ответ Вам выслан
такая же ситуация как у Олега , только не было регистратора, но есть свидетели.
Елизавета, ответ Вам выслан
Добрый день. Вчера попал в ДТП, ситуация следующая: Я выезжал с автобусной станции на академика Глушкова в сторону ВДНХ, двигался в правом крайнем ряду за автомобилем опель. Мы оба собирались перестраиваться в соседнюю левую полосу, как неожиданно автомобиль опель подрезал автомобиль Митсубиси. Опель пытался маневрировать при этом применив экстренное торможение, я тоже применил экстренное торможение, но догнал опеля. Итоговая картина следующая: Митсубиси- целый, но наполовину выскочил на тротуар. Опель с незначительными повреждениями и я с разбитой мордой у тачки. Приехала полиция, поскольку Митсубиси целый — ОНИ ЕГО ОТПУСТИЛИ, несмотря на наши возражения с водителем опеля, что именно Митсубиси виновник ДТП, оформила протокол на меня, как на виновника. Есть ли у меня шанс добиться хотя бы обоюдки? Спасибо.
Дмитрий, ответ Вам выслан
добрый день. произошло ДТП. шла на разворот. уже выехала на полосу дороги а справа на большой скорости 93 км/час в черте города несся второй автомобиль, который я не видела так как дорога шла полукругом и влетел в меня справа, оттолкнул в припаркованный автомобиль. адвокат рассчитывает сделать виноватым тот автомобиль. на что рассчитывать? водитель того авто только позвонил в страховую но документы не выслал
Елена, ответ Вам выслан
Добрый день! Я попал в ДТП при таких обстоятельствах, Я ехал по улице с трёх полосным односторонним движением, впереди по средней полосе двигался авто с включенным поворотом на лево, перед поворотом на лево, водитель перестроился в правую крайнюю полосу, и с неё совершил поворот на лево через две полосы, я же ехал по центральной полосе и при появлении препятствия по среди трёх полос , максимально выгораживался и уходил в лево от удара, в следствии чего по гололёду не успел затормозить и правой фарой врезался в левую водительскую дверь другого авто. При предоставлении видео с регистратора, сотрудники полиции меня с ходу обвинили, но после споров с ними, выписали протокол на обоих участников дтп, в своём протоколе я указал, что не согласен с решением сотрудников полиции. Дело передали в суд, как обоюдка. Какие у меня шансы выиграть дело? Спасибо за ответ)
Олег, ответ Вам выслан