Изъяны украинской автогражданки. Часть вторая. Тотальная гибель (физическое уничтожение) транспортного средства.

от

Почему автогражданка вместо уверенности, приносит только головную боль потерпевшему лицу?

В данной рубрике, мы продолжаем озвучивать все ошибки и законодательные упущения в сфере автогражданки. В предыдущей статье мы изучали проблемные вопросы физического износа. В данной же статье изучим все аспекты тотальной гибели транспортного средства, тем более что в связи с ростом курса доллара и евро, вопрос на данный момент более чем актуальный.  

 

Что такое тотальная гибель (физическое уничтожение) транспортного средства?

 Тотальная гибель транспортного средства регулируется ст.30 Закона1. В соответствии с Законом транспортное средство считается физически уничтоженным, если его ремонт технически невозможен или экономически необоснованный. Ремонт считается экономически необоснованным, если согласно с аварийным сертификатом (рапортом), отчетом (актом) или выводом об оценке, выполненным аварийным комиссаром, оценщиком или экспертом в соответствии с законодательством, расходы на восстановительный ремонт транспортного средства превышают стоимость транспортного средства до момента ДТП.

 Т.е. Закон говорит о том, что если стоимость ремонта автомобиля после ДТП превышает его рыночную стоимость до ДТП – то такой автомобиль считается физически уничтоженным.

 Пример:

 Стоимость автомобиля до ДТП 100 тысяч гривен. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля после ДТП 115 тысяч гривен. Таким образом, автомобиль, в соответствии с Законом является физически уничтоженным, так как стоимость восстановительного ремонта (115 тысяч гривен) больше стоимости самого автомобиля (100 тысяч гривен).

 Что происходит в таком случае:

 В соответствии с ч.2. ст.30 Закона, если транспортное средство считается уничтоженным, его владельцу возмещается разница между стоимостью транспортного средства до и после дорожно-транспортного происшествия, а также расходы на эвакуацию транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия.

 Что это означает:

 Если Ваш автомобиль признан тотально погибшим, то страховщик возместит Вам разницу между стоимостью автомобиля до и стоимостью автомобиля после ДТП.

 Пример:

Если средняя стоимость Вашего автомобиля до ДТП составляла – 100 тысяч гривен, а стоимость Вашего автомобиля после ДТП 70 тысяч гривен, то страховщик, при стоимости ремонта в 115 тысяч гривен выплатит Вам 30 тысяч гривен (за вычетом франшизы).  В итоге, вследствие наличия понятия тотальной гибели автомобиля потерпевшее лицо теряет 3/4 от страхового возмещения.

 В чем подвох??

Их много, но, самый, главный в определении размера остатков автомобиля. Закон не предусматривает процедуру либо основания для расчета стоимости автомобиля после ДТП. Пользуясь этим моментом, Страховщик рассчитывает стоимость транспортного средства фактически самостоятельно.

 Как именно:

 Путем проведения подконтрольного страховщику «онлайн аукциона». Страховщик размещает на онлайн сайте данные Вашего автомобиля. «Теоретические» покупатели оценивают Ваше авто, после чего страховщик выбирает максимальную цену из всех предложений, оценивая,  таким образом, Ваш автомобиль. На практике, эти предложения могут быть более чем эфемерными либо исходить от связанных со страховщиком лиц, с целью уменьшении выплаты.

 Повторим пример:

 Среднерыночная стоимость авто, схожего с Вашим  – 100 тысяч гривен (до ДТП). Стоимость ремонта авто 115 тысяч гривен. Страховщик выставил автомобиль на онлайн аукцион. Максимальное предложение за поврежденный автомобиль озвученное покупателем «Иваном» (например) — 70 тысяч гривен. Франшиза – 1 000 грн. Таким образом, страховщик заплатит потерпевшему лицу – 29 тысяч гривен, при стоимости ремонта – в 115 тысяч гривен. Фактически, продажу Вашего авто за 70 тысяч гривен никто не гарантирует, и вместо цифры в 70, там могла быть любая другая цифра, по желанию практически любого человека либо страховщика.

 То, что потерпевшему лицу 29 тысяч гривен ну ни как не хватит на ремонт авто – страховую интересовать не будет. Также, не интересует и то, что указанный «онлайн аукцион» действующим законодательством не предусмотрен.

 Кроме того, такая ситуация прямо противоречит и Методике2. В соответствии с п.7.17 Методики — если стоимость восстановительного ремонта с учетом коэффициента физического износа составляющих аварийно-поврежденного автомобиля, превышает его рыночную стоимость без указанных повреждений, то рыночная стоимость такого авто не рассчитывается. В этом случае определяется  стоимость утилизации транспортного средства. Соответственно, Страховщик далеко не всегда имеет право рассчитывать рыночную стоимость автомобиля после ДТП, так как Методика предусматривает не определение стоимости по онлайн аукциону, а именно расчет утилизационной стоимости транспортного средства.

 Пути решения проблемы тотальной гибели автомобиля:

Выход простой. На законодательном уровне прописать обязанность страховщика в письменном виде согласовывать с потерпевшим лицом стоимость остатков транспортного средства, а в случае отсутствия согласия – определять остатки транспортного средства исключительно на основании заключения независимого эксперта, с обязательным внесением соответствующих изменений в Методику.

 Закон1 – Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

 Методика2 — Методика товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств

Вам также может понравиться

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x