Изъяны украинской автогражданки. Часть четвертая. Определения размера страхового возмещения.

от

Почему автогражданка вместо уверенности, приносит только головную боль потерпевшему лицу?

В данной рубрике мы продолжаем озвучивать все ошибки и законодательные упущения в сфере автогражданки. В предыдущей статье мы изучали проблемные вопросы по срокам проведения выплаты. В данной же статье, изучим все аспекты по определению размера возмещения (при повреждении транспортного средства).  

 Как по Закону определятся размер ущерба?

В соответствии с п.36.2.Закона1, в случае отсутствия документов, подтверждающих размер заявленного ущерба, выплата страхового возмещения осуществляется в размере ущерба, оцененного страховщиком (МТСБУ). Страховщик имеет право осуществлять выплаты без проведения экспертизы (в том числе путем перечисление денежных средств лицам, которые предоставляют услуги по ремонту поврежденного транспортного средства (ТС), если по результатам проведенного им осмотра страховщик и потерпевший достигли согласия о размере и способе осуществления страхового возмещения, и не настаивают на проведении оценки  (экспертизы) поврежденного ТС.

Ст.29 Закона говорит о том, что в связи с повреждением транспортного средства возмещаются расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, рассчитанного в порядке, установленном законодательством.

Т.е., страховщик имеет право самостоятельно определять размер ущерба либо путем осмотра поврежденного транспортного средства либо путем проведения оценки (экспертизы) у аккредитованного страховщиком эксперта (при отсутствии согласия потерпевшего на посчитанную страховщиком суму).

Пример (как в теории должно происходить):

ДТП произошло 01.06.14г. Потерпевший обратился в страховую компанию. Страховщик обязан на протяжении 10 дней провести осмотр транспортного средства. Специалист страховой осматривает поврежденное транспортное средство и самостоятельно рассчитывает суму ущерба. Если потерпевшее лицо согласно на рассчитанную страховщиком сумму экспертиза не проводится. При отсутствии согласия потерпевшего лица сума ущерба определяется на основании независимой экспертизы.

Что же происходит на практике:

ДТП произошло 01.06.14г. Потерпевший обратился в страховую компанию. Специалист страховой компании (он же, фактически, независимый эксперт) осматривает поврежденное транспортное средство и самостоятельно рассчитывает суму ущерба. Сума ущерба озвучивается потерпевшему лицу. При несогласии потерпевшего лица посчитанная сума уже оформляется в виде экспертизы независимого эксперта, при этом, сама экспертиза потерпевшему лицу не выдается. Пользуясь тем, что потерпевший не знает своих прав, насчитанная страховщиком сумма озвучивается как константа.

В итоге, размер возмещения определяется самим страховщиком, без согласования сумы ущерба, экспертом который де-факто  – является работником страховщика. То, что насчитанная сума, как правило, заниженная на 20-30% даже не обсуждается.

Конечно, при правильной позиции в суде пострадавшее лицо получит страховое возмещение в полном объеме, но много времени будет потерянно. Пеня, что предусмотрена Законом, может не покрыть инфляционные потери и рост курса доллара (евро).

Кроме того, не совсем понятная ситуация и с отчислением НДС, так как в соответствии со ст.36 Закона, если возмещение расходов на проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства осуществляется непосредственно потерпевшему, сумма, что соответствует размеру оцененного вреда, уменьшается на сумму определенного в соответствии с законодательством налога на добавленную стоимость. Каким образом, Страховщик, не являясь плательщиком НДС, уменьшает суму выплаты просто на 20%, мы рассмотрим в другой статье. Также, рассмотрим, каким образом и почему потерпевшей, из-за этой нормы в Законе, должен искать, где ему теперь отремонтировать автомобиль на 20% дешевле от рыночной цены.

Пути решения указанной проблемы:

Прежде всего, отменить норму Закона о НДС. Указанный пункт дает возможность страховщику на 20% уменьшать размер выплаты.

Кроме того, ввести второй вариант осуществления возмещения – восстановление страховщиком поврежденного транспортного средства до того состояния, в котором он был до момента ДТП. Законом предоставить потерпевшему право выбора варианта проведения возмещений – денежной выплаты либо проведения восстановительных работ с учетом физического износа.

Закон1 – Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

 «Страховой юрист».

Вам также может понравиться

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x